Несколько дней назад, я разместил четыре потенциальных дизайна обложек для своей новой рождественской книги на Facebook, надеясь на отзывы моих неверующих друзей. И один комментарий, особенно привлек мое внимание. Подруга, которая опубликовала его, выросла в христианских кругах и теперь является любящей, щедрой, жизнерадостной атеисткой. Она знакомит своих детей с как можно большим количеством религиозных традиций, чтобы они могли быть хорошими гражданами мира. Но, несмотря на все это, она любит сцену с яслями.
Возможность, которая у нас есть на Рождество, пообщаться с неверующими друзьями, коллегами и знакомыми, уникальна. Для многих Рождество приносит теплые пушинки ностальгии. Для других это вызывает муки одиночества или разочарования. В любом случае, эти чувства открывают щель, трещину, замочную скважину, через которую мы можем пролить немного евангельского света. Но для этого мы должны серьезно отнестись к причинам, по которым наши неверующие друзья могут весьма скептически относиться к рождественской истории.
Вот три причины, по которым они могут думать, что Рождество — это невероятно.
- Иисус на самом деле не существовал
Для некоторых неверующих реальное существование Иисуса вызывает сомнения. Рождественская история может быть милой: в основном безобидный миф о ребенке, родившемся под пение ангелов. Но их предположение состоит в том, что за пределами предвзятой Библии нет четких доказательств того, что Иисус когда-либо вообще рождался, не говоря уже о рождении от Марии (девственницы).
Итак, существуют ли реальные исторические сомнения в существовании Иисуса из Назарета? Нет.
Как выразился известный скептический исследователь Нового Завета Барт Эрман: «Реальность такова, что бы вы ни думали об Иисусе, он определенно существовал». Более того, Эрман говорит, что этой точки зрения «придерживается практически каждый эксперт на планете». Мы знаем это из свидетельств за пределами текстов Нового Завета — из документов, написанных людьми, которые даже не любили христиан. Их труды подтверждают основные факты жизни Иисуса: что Он был еврейским раввином первого века, утверждал, что Он «Христос», был казнен при римском правителе Понтии Пилате, и впоследствии Ему поклонялись Его последователи.
Этот вопрос больше не должен стоять между Евангелием и нашими неверующими друзьями. Не будучи сомневающимися по этому поводу, мы должны любезно снести этот картонный барьер.
- Евангелия были написаны слишком поздно, чтобы быть достоверными
Вы помните то, что произошло 35-45 лет назад? В зависимости от вашего возраста, ваш ответ будет одним из этих трех:
«Эм, нет. Я еще даже не настолько стар».
«Э-э, может быть… У меня есть некоторые воспоминания раннего детства, которые могут быть точными».
«Конечно! Позвольте мне рассказать вам о том времени, когда…»
Евангелие от Марка, вероятно, было написано через 35-45 лет после описываемых в нем событий. У нас есть веские основания полагать, что они основаны на воспоминаниях Петра. Мои родители живо помнят важные события и разговоры того давнего времени, включая рассказ о моем рождении.
Евангелие от Иоанна, написанное последним, было, вероятно, составлено примерно через шесть десятилетий после смерти Иисуса, и есть веские основания полагать, что оно было написано настоящим очевидцем жизни Иисуса. Мои бабушка и дедушка рассказывают много историй из этого давнего прошлого, в том числе о том, как у моей бабушки начались схватки после того, как мой дедушка заставил ее слишком сильно смеяться, бросив в стену переваренный пряничный торт.
У Иисуса было 12 избранных учеников, чья работа заключалась в том, чтобы путешествовать со своим Господом и изучать Его учения. Подобно актерам, изучающим сценарии, они заучивали слова своего раввина и наблюдали за Его делами, а после Его смерти — или, как настаивают верующие, после Его воскресения — они отправились в турне, провозглашая Его послание и рассказывая истории. Если говорить современным языком.
У Иисуса также было много других последователей, в том числе несколько женщин, которые путешествовали с Ним с самого начала Его общественного служения. Четыре Евангелия Нового Завета были написаны, когда эти первые очевидцы начали вымирать. Было жизненно важно, чтобы их показания были сохранены с точностью.
- Непорочное зачатие — это миф
Для некоторых вера в Бога кажется разумной. Но вера в непорочное зачатие — это слишком далекий сверхъестественный мост, тем более что в самом раннем Евангелии (от Марка) ничего не говорится о рождении Иисуса. Но если есть Бог, сотворивший Вселенную, нет ничего иррационального в том, чтобы думать, что Он также мог создать одного человека уникальным сверхъестественным способом. На самом деле, было бы неразумно думать, что Он не мог.
И хотя Евангелие от Марка, которое, безусловно, является самым коротким Евангелием, не начинается с рождения Иисуса, в нем с самого начала говорится, что Иисус – «Сын Божий» (Марка 1:1). На самом деле, Марк говорит нам, что, когда Иисус крестился, голос с Небес провозгласил: «Ты мой возлюбленный Сын» (Марка 1:11).
Если есть Бог, сотворивший Вселенную, нет ничего иррационального в том, чтобы думать, что он также мог создать одного человека уникальным сверхъестественным способом.
Но как насчет современной науки? Разве она не опровергает возможность такого чуда, как непорочное зачатие? Нет. Наука описывает регулярную работу природы. Чудеса, по определению, нерегулярны. Некоторые из ведущих ученых мира верят в непорочное зачатие — не потому, что они не понимают, как работает репродуктивная система человека, а потому, что они верят утверждениям Иисуса о том, кто Он есть, и историческим свидетельствам о Нем.
Ну и что?
У большинства неверующих будет много других причин отвергнуть рождественскую историю: их разочарование в церкви, их ощущение нашего лицемерия, столкновение между христианской верой и некоторыми принципами современных западных вероучений.
Но пока мы готовимся к Рождеству в этом году, давайте приготовимся сами и церкви, которым мы служим, откроем наши двери, сердца и умы неверующим друзьям и семье. Давайте вооружимся ответами на вопросы, которые они могут задать — не для того, чтобы мы могли сбить их с ног, а для того, чтобы мы могли расчистить перед ними почву и позвать их на это Рождество.
Потому что даже атеисты любят сцену с яслями и младенцем.