Книга Екклезиаста говорит, что «… составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела» (12:12). Иногда мы удивляемся, когда десятки тысяч новых книг публикуются каждый год, осталось ли что-то еще, о чем можно было бы сказать. Но иногда появляется действительно то, на что стоит обратить внимание.
Произведение Э.Н. Уилсона (A.N. Wilson) «Чарльз Дарвин — викторианский мифотворец» («Charles Darwin – Victorian Mythmaker«) одна из таких книг. Эта книга повествует о смерти дарвинизма. Наверняка она некоторых огорчит и раздражит. Пророки Дарвина неистовствуют. Дарвиновские ученые, начиная от Стива Джонса и заканчивая Адамом Резерфордом поставили под сомнение книжную науку и оспаривают ее историю. Их паралич по поводу Уилсона делает даже самые яростные христианские разногласия, похожими на пресловутую бурю в стакане викария. Резерфорд назвал книгу «ненормальной» и заявляет, что Уилсон не разбирается даже в школьной программе по биологии.
Но верующий человек может многое узнать из этой книги. Как все книги Уилсона она прекрасно написана, хорошо исследована и, конечно же, провокационна.
Как ни странно, наука была не самой важной частью книги. Основной тезис состоит в том, что Дарвин был превосходным натуралистом, но его эволюционная теория естественного отбора была в значительной степени незаконно использована и в итоге оказалась неправильной. Уилсон не ставит под сомнение возраст земли, а также теорию эволюции как таковую. Но он предполагает, что теория эволюции, преподаваемая Дарвином, глубоко ошибочна и что современная наука во многом обязана генетике Менделя, чем взглядам Дарвина на естественный отбор.
Э.Н. Уилсон цитирует хорошо известных ученых, таких как палеонтолог Стивен Джей Гулд и биолог Е. О. Уилсон в поддержку своей позиции.
Вооруженный необычайной широтой знаний, Уилсон исследует, как Дарвин и его теория стали продуктом времени и места. (Уилсон также написал книгу «Викторианцы» и имеет хорошее представление о викторианском обществе). «Выживание сильнейших» — это выживание семей среднего класса, таких как семья Дарвинов — члены относительно новых экономических слоев, которые богатели в результате начавшейся промышленной революции за счет рабочего класса. Следуя теории Дарвина, жалкое состояние бедных было следствием природы, а не жадности и пренебрежения денежного класса.
Дарвиновская эволюция обеспечила это оправдание и его последствия имели невероятное влияние в XX веке. Как утверждает Уилсон: «Остается справедливым сказать, что Дарвин оказал прямое и пагубное влияние не только на Гитлера, но и на всё политическое мышление середины 20-го века». Уилсон подтверждает документами и доказывает прямую связь между дарвинизмом, евгеникой и нацистской философией, которая в конечном итоге привела к Холокосту.
Влияние Дарвина на другой великий ум, кто оказал воздействие на 20-е столетие было засвидетельствовано на похоронах Карла Маркса в 1883 году на кладбище Хайгейт в Лондоне, где Фредерик Энгельс заявил: «Как Дарвин открыл закон эволюции в человеческой природе, так Маркс открыл закон эволюции в истории человечества».
Чарльз Дарвин, Зигмунд Фрейд и Карл Маркс были тремя фигурами, которые по словам историка Ниалла Фергюсона сделали 20-й век «неудавшимся веком атеизма». Фрейд и Маркс в значительной степени дискредитированы. Теперь Уилсон стремится сделать то же самое с Дарвином.
Однако христианам нужно быть очень осторожными. Если вы креационист, поддерживающий идею молодости земли, не спешите прыгать от радости! Уилсон не оспаривает то, что он считает принятой наукой, что земле миллиарды лет и человечество создано эволюцией. Его исследование направлено на эволюцию путем естественного отбора, где выживает сильнейший.
Книга Уилсона подметила одну интересную черту, что идеи имеют последствия и что иногда люди слышат то, что хотят услышать. Дарвинизм, по его словам, «преуспел именно по той причине, потому что многие критики религии считают, что религия преуспела. Дарвин предложил зарождающемуся викторианскому среднему классу утешительный миф. Он сказал им, что все их накопления и расходы, все их пренебрежение собственными бедными загнанными массами, вся их жадность и эгоизм были на самом деле естественными». В заключении парадигмы Уилсон предполагает, что еще предстоит увидеть, как этот класс умрет, сможет ли дальше существовать дарвиновская идея или же она, как и другие викторианские причуды, станет сноской в нашей интеллектуальной истории.
Внучка Дарвина Гвен утверждала о своей семье, что отец и его братья были «совершенно неспособны понять умы бедных, безнравственных или религиозных людей». Сам Дарвин писал: «Верно было сказано, что вся природа находится в состоянии войны; самые сильные в итоге побеждают, а самые слабые проигрывают…».
Однако это не философия Христа. Церковь же в свою очередь стремится сохранить жизнь «слабых, непригодных для жизни людей второго сорта»! Аминь.
Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН