Как мог выкуп, заплаченный Христом за каждого человека, — что является благом (Марка 10:45; 1 Тимофею 2:5–6), — быть подобным выкупу нечестивого (Притчи 21:18)? Как решать это и другие противоречия в Писании? Как толковать Библию, чтобы не искажать истину? На эти вопросы ответил епископ Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии Иван Лаптев.
– Иван Сергеевич, как Вы считаете, могла ли быть со временем искажена истинность Священного Писания?
– У нас есть твердая позиция, что Библия безошибочна. Та Божественная истина, то Божественное откровение, которое было передано самим Господом и инспирировано через авторов, которых Он избрал, а затем записано в виде текста, не содержит искажений или ошибок.
Однако любой перевод — это толкование. Выбор тех или иных синонимов и эквивалентов имеет значение. В этом случае мы говорим не об ошибках, а о множественности вариантов, каждый из которых приемлем. Но мы должны помнить, что сама по себе Библия безошибочна.
Я всегда привожу в пример слова пророка Исаии, который вопрошает: «Кто летит, как голуби, на родную землю?» (Исаия 60:8). Конечно, на протяжении столетий люди воспринимали этот текст с удивлением: «Как можем мы лететь по небу?» Но затем был изобретен самолет, государство Израиль было основано после Второй мировой войны, и по Слову Божьему все евреи сели в самолет и полетели на родную землю, как пророк и предсказал.
Возможно, есть какие-то противоречия с наукой, которая существовала в тот период, но искажений в Писании нет.
– Стихи Библии нельзя интерпретировать вне контекста. Что еще стоит учитывать при толковании Писания?
– Есть целая наука о толковании Священного Писания — экзегетика. Это достаточно сложный процесс. Безусловно, при толковании стоит учитывать контекст — исторический, культурный (определяющий особенности жизни), ситуационный (определяющий, в какой ситуации произнесена та или иная фраза или отрывок) и сам текстуальный контекст.
Помимо контекста нужно учитывать еще и целостность вероучения. В лютеранском богословии это называется толкованием Писания Писанием, то есть Библия объясняет сама себя. Можно брать отдельные отрывки, но мы понимаем, что Библия написана с определенной целью — чтобы мы уверовали и спаслись (Иоанна 20:31). Дальше в толковании мы исходим из этой цели.
Есть еще так называемый экзегетический ключ — личность и учение Иисуса Христа. Любое библейское повествование мы должны исследовать через жизнь и учение Христа. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоанна 5:39).
– Как интерпретировать противоречащие друг другу стихи Библии?
– Это экзегетический вопрос. Кажущихся противоречий в Библии можно найти много, но причины их совершенно различны. Иногда это намеренная дихотомия, когда в противоречии рождается новая информация.
Противоречие может возникать, как мы уже говорили, из-за разного контекста. Библия содержит не только слова Бога, но и слова дьявола. В самой первой Книге мы видим, что Бог говорит Адаму: «Не вкушайте плодов с дерева, иначе умрете» (Бытие 3:3). А дьявол говорит: «Нет, не умрете» (Бытие 3:4). В одной и той же Библии содержится противоречащая друг другу информация. Но вопрос в том, что мы, как я уже говорил, должны возвращаться к целеполаганию. Зачем нам этот текст дан?
– Что делать, если не понимаешь Писание и рядом нет священнослужителя, который мог бы дать авторитетное толкование?
– Лютеранская церковь учит, что Священное Писание обладает Божественными свойствами. Одно из них — это Божественная ясность. То есть человек может сначала не понимать, но продолжать чтение Библии с молитвой, тогда Дух Святой открывает какие-то вещи. Причем начинать изучение стоит с Нового завета, так как жизнь и учение Христа является экзегетическим ключом и к Ветхому завету — ко всем Священным текстам. Прилагая усилия, человек способен постичь и понять, что говорит Писание, а следовательно — Господь, потому что мы верим, что Библия — это истинное Слово Божье, обращенное к грешному человеку для его спасения.
Мы живем в прекрасное время, когда Слово Божье переведено на понятные языки, мы умеем читать, имеем образование, которое позволяет нам постичь Писание самостоятельно. А Господь делает все для того, чтобы человек действительно мог это сделать. Даже если нам потребуется помощь, Он всегда пошлет нам людей, которые могут нас наставить.
Верующим людям нужно научиться отличать истину от ереси, чтобы познать Бога через Библию. А чтобы помочь близким прийти к Богу, необходимо и самим разбираться в сложных вопросах христианства. Почему необходимо каяться в грехах, зачем нужна Церковь и для чего был создан ад, если Бог есть любовь? На эти вопросы мы ответим вместе во время Прямого эфира из Петербурга!