Елисей был преемником пророка Илии, один из величайших фигур Ветхого Завета. Он унаследовал «двойную порцию» духа Илии (4 Царств 2: 9). Никто наверняка не знает, что это значит, но он совершил намного больше чудес, чем его предшественник. Некоторые из них довольно странные. Например, в 4 Царств 2: 19-22 он «исцеляет» город с помощью соли: «И сказал он [Елисей]: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал».
В 4 Царств 4:34-35 он возвращает мальчика к жизни необычным образом. «И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои».
Позже в этой главе (стихи 38-41) Елисей совершает чудо с помощью муки. «И сказал он слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих. И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашел дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришел и накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их. И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть. И сказал он: подайте муки. И всыпал ее в котел и сказал Гиезию: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле».
В 4 Царств 6:1-6 он достает топор со дна реки: «И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание! И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор. И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его».
За исключением истории воскрешения мальчика, некоторые из этих примеров кажутся немного бытовыми. Эти истории показывают как пророк изменяет ситуацию, которая пошла не так, разыгрывая как всё должно было происходить. Это подобно молитве, которая действует, а не говорит.
Соль — это символ чистоты и сохранности. Мука очищает ядовитое мясо, потому что она — чистый ингредиент. Железный топор всплывает, когда Елисей в воду бросает кусок дерева и потенциально безвыходная ситуация изменяется, когда сталкивается с мощной альтернативной реальностью.
Мальчик воскрес, потому что Елисей подражал его смерти и воскресению, когда лежал на нем и снова поднимался.
Эти странные истории пришли к нам из странного времени. Однако они содержат мощное послание для сегодняшних христиан.
Как же мы можем изменить ситуацию своим поведением? Что нам делать, чтобы чудесно изменялись жизни других людей?
Слишком часто мы избегаем сложных и опасных ситуаций, которые угрожают нашему спокойствию и пониманию того, как работает Бог. Своим примером Елисей говорит нам, что, когда мы проявляем верность и изобретательность, мы можем принести реальные изменения. Божья реальность — другая, она отличается от того, как устроен наш мир. И поэтому Божьи люди могут творить чудеса благодати!
Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН