Будучи пастором в течение многих лет, я глубоко чувствую трудности, с которыми сталкиваются лидеры, поддерживая «долгое послушание Юджина Петерсона в одном и том же направлении». За последние несколько лет я видел всплеск лидеров, которые отпали, ушли, объяснились и даже скончались от своей собственной руки.
Это стало для меня очевидным в результате четырех недавних громких уходов пасторов в течение нескольких месяцев моего возраста. С тех пор я охочусь за подсказками о том, как добросовестно закончить курс своего служения.
Хотя каждая история пасторского выгорания уникальна, как я считаю, но один важный вопрос выделяется как показатель пасторского и духовного здоровья: где я ищу подтверждения?
Я убежден, что лидеры сталкиваются с уникальным искушением искать подтверждения способами, которые в конечном счете не удовлетворяют. Это зависит от каждого человека индивидуально, но в наши плохие дни мы переоцениваем достижения, восхищение, аплодисменты, доступ и власть как формы личной самооценки. То, что другие утверждают в нас, легко формирует наше чувство идентичности—часто за счет нашей идентичности во Христе.
Как предупреждает Пол Трипп, «Либо вы будете получать свою личность вертикально, исходя из того, кто вы есть во Христе, либо вы будете искать ее горизонтально в ситуациях, опыте и отношениях вашей повседневной жизни».
Уроки Авессалома
Возможно, ни один пример не показывает более непосредственно опасности внешнего подтверждения, чем жизнь Авессалома, сына царя Давида. Если бы существовал древний мем для амбициозного лидера, Авессалом был бы главным кандидатом.
Сосредоточение на внешности пришло к нему естественным образом: «Во всем Израиле не было никого, кого можно было бы так хвалить за его красивую внешность, как Авессалома» (2 Цар. 14:25). У него была такая потрясающая шевелюра, что люди взвешивали обрезки после его ежегодной стрижки!
Поэтому, когда Авессалом хотел позиционировать себя в качестве нового лидера, его инстинктом было сосредоточиться на том, чтобы произвести внешнее впечатление. Первое, что он делает, — это приобретает «колесницу и лошадей, и пятьдесят человек, чтобы бежали перед ним» (2 Цар. 15:1). Хотя он и не был могучим воином, он хотел, чтобы его считали таковым.
Точно так же: «вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто‐нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: «из такого‐то колена Израилева раб твой», тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде» (2 Цар. 15:2-4). На самом деле Авессалом не служил ни делу справедливости, ни народу Израиля—он добивался благосклонности и будущего влияния со стороны потенциальных последователей.
И каков был результат всего этого позерства? Несколькими стихами позже мы видим, что «вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян» (2 Цар. 15:6). В конце концов он получил то, что хотел, —одобрение других.
Опасности утверждения
По своему внешнему облику Авессалом больше походил на молодого Саула, чем на молодого Давида. Такой подход к руководству напоминает предостережение Бога Самуилу: «Господь видит не так, как видит человек: человек смотрит на внешность, но Господь видит сердце» (1 Цар. 16:7). Авессалом не искал и не почитал Бога, и поэтому он никогда не находил подтверждения, в котором больше всего нуждался.
Не имея глубокой сердечной зависимости от Бога, искатели подтверждения прибегают к уязвленным способам получения подтверждения — часто похищая его из сердец людей.
И самое пугающее в игре подтверждения то, что она часто работает—по крайней мере, в краткосрочной перспективе. За свое выступление Авессалом был быстро вознагражден троном, но его способность собирать аудиторию и армию превзошла его характер и мудрость, чтобы руководить ими. Как и у многих, кто выбирает этот путь, за его стремительным взлетом последовало стремительное падение. Стремление к утверждению мужчин — рискованная авантюра.
Опасности игры в подтверждение остаются очень реальными для лидеров сегодня—и только умножаются в наш цифровой век. Наш мир предлагает постоянные клики подтверждения во многих формах: лайки, комментарии, количество подписчиков, любовь, друзья и многое другое.
Хотите построить свою церковь? Запустите подкаст. Новая эра непосредственности преследует старое искушение искать подтверждения нездоровыми способами.
Поскольку я боролся со своим сердцем и наблюдал за борьбой других, я убежден, что каждый из нас желает самоутверждения. Решающий вопрос для лидерства и долголетия-это то, где мы его ищем.
В Нагорной проповеди Иисус предостерегает нас от совершения добрых дел, которые люди должны видеть и восхвалять. Он повторяет это предупреждение три раза, предполагая, что это особенно сильное искушение для нас. Когда мы действуем духовно, чтобы привлечь внимание, Иисус говорит, что непостоянные и кратковременные аплодисменты будут единственной наградой, которую мы получим.
Иисус не стыдит и не осуждает стремление к самоутверждению, а скорее перенаправляет нашу цель к большему источнику идентичности. Он говорит нам, что наш Небесный Отец видит все, что мы делаем, даже когда никто другой не замечает наших усилий. Он знает наши потребности еще до того, как мы о них говорим. Мы можем обратиться к нему за истинным утверждением, которое намного переживет аплодисменты и восхваления мужчин и женщин окружающих нас (Мф. 6).
Если мы хотим преуспеть на пути к финишу, мы должны признать тягу к утверждению, ориентированному на человека, и научиться доверять более сильному утверждению, которое исходит от Бога. Мы должны искать Его в уединенных местах молитвы, поклонения и слова, где тайно воспитывается характер и сердце к Богу. Мы должны момент за моментом, день за днем перенаправлять наши сердца и умы, чтобы доверять доброте нашего Вышнего Отца. И если мы это сделаем, мы научимся говорить вместе с апостолом Павлом: «Господь был рядом со мной и укрепил меня» (2 Тим. 4: 17). Это путь благодати, и это единственный способ найти утверждение, которое мы ищем.
Автор статьи — Джефф Д. Лоуренс, ведущий пастор Церкви Искупления в Эдмонде, штат Оклахома