Что представляет собой музыка? Большинство людей сегодня, сами того не осознавая, думают о музыке и искусстве в духе философа 18-го века Дэвида Юма, который сказал: «Прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах; оно существует исключительно в духе, созерцающем их, и дух каждого человека усматривает иную красоту. Один может видеть безобразное даже в том, в чем другой чувствует прекрасное»
Другими словами, красота в глазах смотрящего, и не более того. Поэтому Юм продолжил свое высказывание: «Каждый должен придерживаться своего чувствования, не навязывая его другим»
Отвергая представления об истине и общечеловеческой морали, многие в современном мире верят в то, что красота — это не категория реальности, существующая вне человеческого разума, а всецело предмет индивидуального вкуса. Музыка может быть веселой, резкой или отвлекающей. Она даже может иметь терапевтический эффект. Источник музыки не может быть связан ни с чем постоянным, вечным или объективным.
Недавно мой коллега Шейн Моррис рассуждал о музыке и ее смысле с доктором Джереми Бегби – теологом из Школы богословия Дьюка и Кембриджского университета. Доктор Бегби, чья работа сосредоточена на исследовании музыки и теологии, утверждал, что музыка совсем не нейтральна. Скорее, музыка демонстрирует, как мы созданы Богом и указывает на глубокие истины о Боге и о нас самих.
Доктор Бегби рассказал, что недавно разговаривал с музыковедом-атеистом, очень выдающимся музыковедом, который сказал, что музыка, по его мнению, предназначена для того, чтобы настроить нас друг на друга и на физический мир в целом. Дело в принадлежности, понимаете?
Интересно, что христианство кое-что говорит об этом. В первую очередь, наш труд в этом мире заключается не в том, чтобы быть личностями, которые просто выражают себя или, так сказать, отказываются от чего-то. Бог создал нас друг для друга и поручил нам жить в гармонии с физическим миром. Музыка несет прекрасное послание, и, действительно, речь идет о языке. Это касается сотен вещей.
Многие философы в истории (от Платона до Аристотеля и св. Августина) размышляли о «трех постоянных»: добре, истине и красоте. Христианские мыслители утверждали, что это атрибуты Бога и, следовательно, ключи к смыслу жизни. С этой точки зрения красота является объективной реальностью, основанной на природе и труде Самого Бога. Это объясняет, почему красота может оказывать такое значимое влияние на людей. Даже те, кто отвергает идею универсальных истин и цинично относится к нашей способности истинно знать что-либо, не могут бороться с тягой к красоте.
Джозеф Пирс недавно объяснил это: «Какова роль хорошего искусства? Ответ следует искать в силе красоты, которая касается умов, разучившихся думать, и сердец, разучившихся любить»
Русский писатель Федор Достоевский однажды сказал, что «красота спасет мир». Друг Достоевского, философ XIX века Владимир Соловьев, объяснил, почему он в это верил: «В своих убеждениях он никогда не отделял истину от добра и красоты; в своем художественном творчестве он никогда не ставил красоту вне добра и истины. И он был прав, потому что эти трое живут только в своем единстве. Добро, взятое отдельно от истины и красоты, есть только смутное чувство, бессильный подъем; истина, взятая абстрактно, есть пустое слово; а красота без правды и добра есть идол. Для Достоевского это были три неразрывные формы одной абсолютной Идеи»
Это не означает, что нет места субъективному опыту и интерпретации красоты. Выражения искусства, включая музыку, должны восприниматься теми, чьи вкусы и предпочтения сформированы опытом, культурой, знаниями и различными степенями добродетели. Мы можем не согласиться с тем, имеет ли концерт Баха большую или меньшую эстетическую ценность и техническое совершенство, чем современная рок-баллада. Тем не менее, и то, и другое можно отличить от бессмысленного хаоса, и это указывает на порядок и замысел в мире.
Музыка — это нечто большее, чем просто стимул-реакция. Даже если мы не знаем почему, но красота музыки указывает нам за пределы нас самих и предлагает ключ к пониманию значения вселенной и Бога, сотворившего ее и нас.
Эта статья была написана в соавторстве с Кейси Леандер. Чтобы узнать больше о том, как жить по-христиански, посетите сайт breakpoint.org.
Авторы статьи: Джон Стоунстрит, Кейси Леандер