Почему Иоанн крестил людей?

Когда мы впервые встречаемся с Иоанном Крестителем в Евангелии от Иоанна он крестит людей. Однако у фарисеев есть

Когда мы впервые встречаемся с Иоанном Крестителем в Евангелии от Иоанна он крестит людей. Однако у фарисеев есть проблема, связанная с его деятельностью, поэтому они спрашивают его: «Что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» «Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он‐то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Иоанна 1:25-28)

Этот вопрос озадачивал многих христиан, нам сегодня так как легко ассоциировать крещение людей с таинством Крещения. Но Иоанн не совершал таинство, так почему же он крестил людей?

Библия дает нам одну подсказку на мотивацию Иоанна. В Марка 1:4 мы читаем: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». Для Иоанна погружение человека в воду было внешним признаком его внутреннего обращения.

Толпа слушала вдохновляющие речи Иоанна и была мотивирована к тому, чтобы оставить прежний греховный образ жизни. Покаявшись в своих беззакониях, они позволили Иоанну погрузить их в воду, чтобы умереть для своего прошлого и выйти заново рожденными. Омытие водой символизировало омытие их грехов.

Некоторые библейские ученые и историки полагают, что на Иоанна повлияла еврейская секта ессеев. Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев являлась владельцем так называемых Свитков Мёртвого моря, или Кумранских рукописей — большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана и являющихся наиболее древними известными фрагментами Пятикнижия. Среди традиций ессеев было крещение покаяния. Они также ожидали приход Мессии и посвятили свои жизни изучению древних текстов. Иоанн прожил много лет в пустыне, и вполне возможно, что он знал о них и их учениях.

С другой стороны, ритуальное купание было распространенной практикой в Ветхом Завете, вытекающей из необходимости очистить себя от всего, что делает человека «нечистым». В книге Левит 14:8 мы находим такие указания: «Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист».

Подобная практика также встречается в Евангелиях, когда Иисус наставлял слепого Он сказал ему: «пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Иоанна 9: 7).

В конце концов, Иоанн адаптировал различные обычаи ритуального купания и таким образом «готовил путь Господу», помогая людям открыть свои сердца Мессии. Он сказал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною … будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфея 3 : 11).


Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН

Leave a Comment