Образ креста, возможно, самый знаковый и изобилующий образ в мире моды. Дизайнеры постоянно используют его на футболках, ювелирных украшениях, аксессуарах и даже обуви. Этот логотип, более известен, чем логотип Apple или Nike, его носит и стар и млад, однако в конечном итоге он олицетворяет собой инструмент смерти, пыток и древнюю религию, с которой большинство носителей не имеют прямой связи. Популярность христианского креста в моде одновременно вызывает как недоумение так и удивление.
Это не про модные футболки, которые носят только в церковь, или на христианские мероприятия. Феномен креста проявляется в мире высокой моды среди самых лучших дизайнеров и одельеров, таких как Версаче, Форд и Гольтьер. Всемирно признанный символ веры появляется на одежде и аксессуарах, а потребители отнюдь этому не противятся.
Эта тенденция впервые появилась в начале нынешнего десятилетия. Стоит пройтись по бутикам с одеждой и вы убедитесь, что крест, безусловно, все еще в моде. Рубашки с огромными крестами впереди и сзади, напоминающие гигантское кельтское тату; аксессуары с бриллиантами, которые придают скромному строгому кресту слегка неудобный макияж. Продолжающаяся появляться сезон за сезоном продукция такого рода одно демонстрируют наверняка: люди покупают и носят христианский крест не потому что они чувствуют конкретную принадлежность его первоначальному значению.
Для некоторых это является тревожным примером культурного присвоения и тем, что заглушает истинное значение креста. В 2013 году архиепископа Кентерберийского Джастина Велби спросили: «Живем ли мы сегодня с символом, которого время и мода лишили силы?» Он ответил: «Для ранних христиан это был знак позора. Сегодня его чаще рассматривают как символ красоты, который можно повесить на шею. Такие украшения похожи на цепочку с золотой виселицей, или крошечным электрическим стулом на шее».
Конечно, архиепископ прав. Пустой крест, украшенный дешевыми блестками очень далек от ужасного первоначального символа и потенциально может заставить нас забыть, что он — символ сильной агонии и вечной любви.
Сегодня есть много людей, которые с удовольствием носят этот таинственный духовный символ. Как отмечают богословы многие из них живут в «развалинах веры», они знают имя младенца Иисуса, но не знают, что Пасха — это нечто большее, чем пасхальный кулич и длинные выходные. Они не знают, что такое крест, но считают, что он притягивает их, возможно, поэтому они чувствуют себя «духовными». Интересно, насколько готовы эти люди разговаривать о символе, который они почти случайно носят?
Для христиан крест в моде представляет собой отличную возможность. В большинстве случаев (если только они не являются глубоко сатирическими) тот, кто предпочитает носить крест уже на каком-то уровне чувствует связь с ним. Будь то на рубашке, куртке, сумке, или даже в ухе, они носят на себе идеальную возможность для дискуссии, если только у нас есть мужество спросить их об этом. Обычно люди с удовольствием общаются с тем, кто начинает разговор, сделав комплимент по поводу их вкуса.
Что касается креста в моде — это огромное культурное присвоение, но разве это не то что сделал апостол Павел в Афинах, когда указал на собственное религиозное изображение греков и использовал его для евангелизации? В Деяниях в 17 главе великий апостол отметил, что величайшие умы и культурные пионеры того времени построили жертвенник Богу, Которого не знали. В некотором роде, разве это не то что сегодня делают императоры высокой культуры с символом, который они больше не понимают, но чувствуют некую привязанность к нему?
Сегодня мы тратим много времени оплакивая факт, что христианство, похоже, не в моде. Однако фактически сегодня мода взяла христианство в свое сердце. Вместо того, чтобы обижаться, возможно, мы должны последовать примеру апостола Павла и принести нужное объяснение у этого алтаря «неведомому Богу».
Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН