Был ли Мартин Лютер привлекательной личностью? Питер Стэнфорд думает, что да, учитывая факт, что великий реформатор умер почти 500 лет назад. Стэнфорд является автором книги «Мартин Лютер — католический диссидент», он среди всего прочего стремится облагородить человека, который больше других сделал для формирования современного мира.
На Челтнемском литературном фестивале (Великобритания) Питер Стэнфорд выступил с пламенным докладом о значении Мартина Лютера в западной культуре. Могла бы произойти Реформация без него? Кто знает? Но Лютер именно тот человек, который, согласно историческому факту, действительно ее начал. Лютер разорвал мертвую хватку католицизма в Европе позднего Средневековья. Он четко указал на разницу между общественным и частным миром, перевел Библию на немецкий язык и побуждал народные массы читать ее, этим он нанес смертельный удар по представлению о том, что любой институт может сковывать человеческую совесть.
Великий реформатор был горячим и грубоватым, не таким, как французские сухари-логики 18-го века, ответственные за Просвещение. Если мы сегодня ценим права человека и свободу вероисповедания, мы должны отдать должное именно Мартину Лютеру.
Стэнфорд признается, что Лютер не всегда отличался примерным поведением. Хотя он, возможно, никогда не встречался с евреями, его сочинения о них отличаются жестокостью. Конечно было бы примитивно обвинять Лютера в Холокосте, однако нацистские пропагандисты с удовольствием цитировали его слова и идеи. Даже есть фотография дома Лютера в Виттенберге, украшенного нацистскими флагами, который служил в качестве сцены для партийного митинга.
Стэнфорд в своем произведении говорит, что есть нечто грандиозное в жесте неповиновения Лютера перед Вормсским рейхстагом, великом совете, куда он был призван для объяснения своих предполагаемых ересей. Столкнувшись с объединенным авторитетом и властью церкви и государства, которые призывали его отозвать свои опасные доктрины, он бросил вызов всем сказав: «На сём стою и не могу иначе».
Невозможно представить, что Лютер не помнил пример Яна Гуса, сожженного заживо после того, как доверил свою безопасность Констанцскому собору в подобных обстоятельствах всего сто лет до этого события. Но в сложившихся обстоятельствах храбрость Лютера была выдающейся, почти отчаянной. Великий реформатор совершил этот шаг из страстной убежденности в том, что людям продавали ложное Евангелие, тогда как богатство Христа доступно для всех бесплатно.
Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН