Майкл Браун получил степень доктора философии в области ближневосточных языков и литературы в Нью-Иоркском университете и работал профессором в ряде семинарий. Он является автором 25 книг и ведущим национального ежедневного ток-радио-шоу «Линия огня».
Выросшие в такой стране, как Америка, где люди могут голосовать и влиять на правительство, трудно представить себе, каково это — жить при абсолютной монархии. Или тиранической диктатуре. Или при деспотичном, все контролирующим режиме.
Однако первые последователи Иисуса не только жили в таких условиях, но и процветали и росли. Чему мы можем научиться у этих первых верующих? Чему бы они научили нас сегодня?
Во-первых, они учили бы нас, что независимо от того, кто ведет и направляет народ Божий, никто не может остановить Евангелие. И независимо от того, какая форма правления у нас есть, церковь может расти и процветать.
Майкл Браун действительно думает, что эти первые христиане были бы поражены теми свободами, которыми мы наслаждаемся сейчас. (Очевидно, они были бы поражены и многими другими вещами.) Они, вероятно, сказали бы нам, чтобы мы сделали все возможное, чтобы защитить эти свободы.
Но они напоминали бы нам так же о необходимости уповать на Бога, а не на правительство, и не путать патриотизм с Царством Божьим.
Во-вторых, они поощряли бы нас не увязать в политике, что было бы им в значительной степени неизвестно.
Видите ли, в Римской Империи не было соперничающих политических партий, и ваш голос определял, кто из кандидатов придет к власти. У вас не было демократа против республиканца (или его эквивалента). И хотя существовали различные социальные и философские фракции, политического разделения не было. По большей части император был верховным правителем.
Для ранних христиан, таким образом, разделение было более фундаментальным. Там были свет и тьма. Там была церковь и весь мир. Там было Царство Божье и царство Сатаны. Там были Рай и ад. И там были спасенные и потерянные, сбившиеся с пути, люди.
Именно так они видели свой мир, и именно так они видели свою миссию. Иными словами, несмотря на то, что Евангелие принесло им мощные культурные изменения, они не были сосредоточены на реформировании Римской Империи. В центре их внимания была Великая комиссия.
Им все еще приходилось иметь дело с отвлечениями плоти и мира, как и нам сегодня. Но политика не боролась за их внимание, и не пыталась поглотить их эмоции. Или разделить их как верующих.
Вот почему Майкл Браун говорит, что первые христиане поощряли бы нас не увязать в политике.
Опять же, они вполне могли бы побудить нас использовать наши демократические свободы в полной мере и даже баллотироваться в президенты, если бы некоторые из нас были призваны к этому.
В-третьих, они напомнили бы нам, что Церковь — это не здание, особенно в такое время, когда наши церковные здания закрыты во время кризиса COVID-19.
В недавно вышедшей книге Майкла Брауна «Когда мир остановится» есть целая глава, посвященная этой теме, озаглавленная: «Что такое Церковь и как ей быть?”, где автор убежден, что это один из главных уроков, который мы должны усвоить во время этой вынужденной изоляции: церковь — это не здание, а христианство — это не зрительский спорт.
Я думаю, что эти первые верующие были бы ошеломлены, увидев наши большие церковные здания и соборы. Но не потому, что они никогда не видели великолепных зданий. Напротив, те, кто дожил до того, чтобы увидеть Второй Храм (который был разрушен римлянами в 70 году нашей эры), увидели бы нечто гораздо более впечатляющее, чем нашу самую большую Церковь.
Просто тогда верующие собирались по домам. Не было такого понятия, как церковное здание. Следовательно, больше внимания уделялось тому, чтобы быть церковью, чем тому, чтобы ходить в церковь (хотя они, конечно, подчеркивали важность встреч вместе).
В этом контексте они напомнили бы нам, что проповедник — это не исполнитель. А тело — это не аудитория. И, повторяю еще раз, христианство -это не зрелищный вид спорта.
Это не значит, что люди того времени не приветствовали бы церковные собрания всех размеров и здания всех размеров. Просто их внимание будет сосредоточено на том, чтобы каждый член тела был соединен и активирован. Это было бы на священстве каждого верующего.
В-четвертых, эти ранние христиане напоминали бы нам о необходимости полагаться на силу Духа. В то время как они радовались бы тому, что Евангелие может распространяться сегодня многими способами, которые были бы невообразимы для них, они поощряли бы нас не полагаться на технологии.
Вместо этого они призывали нас вспомнить слова Иисуса, который сказал: «но вы получите силу, когда Святой Дух сойдет на вас; и вы будете моими свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и во всех концах земли.» (Деяния 1: 8)
Именно силой духа они потрясли свой мир. Именно силой духа мы можем раскачать наши тела.
Как вы думаете, какие еще уроки могли бы преподать нам сегодня эти первые верующие?