Современный мир активно насаждает мысль о том, что человек сам кузнец своего счастья. Безусловно, от того, какие решения мы принимаем, зависит наша жизнь, безопасность, здоровье и другие сферы. А как насчет жизни духовной? Мы ничего не сделали для того, чтобы получить вечную жизнь с Богом, однако Он добровольно принес Себя в жертву, чтобы у нас был этот дар. О том, какую роль играет благодать в спасении человека, и что она говорит нам о характере Бога, рассказал пастор «Церкви Божьей» в г. Ижевске Александр Подобедов.
– Пастор Александр, как благодать проявляется в жизни людей? Или она действует только для верующих?
– Благодать Божья в Иисусе Христе дана в жизнь каждого человека, потому что написано: «благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (от Иоанна 1:17). Не написано, что для какого-то одного человека или группы людей, – нет, благодать и истина даны для всех людей.
Именно благодать Божья помогает человеку встретиться с Ним, получить спасение, и так далее. Как и написано, что «благость Божья ведет человека к покаянию» (Римлянам 2:4).
Также Иисус в Евангелии от Матфея говорит, что Бог посылает дождь на праведных и неправедных (от Матфея 5:45). Это тоже действие благодати и Его любви. То есть благодать как незаслуженная милость, как проявление Божьей любви к человеку действует в жизни каждого.
Но человек сам выбирает: открыться для этой благодати, или нет. Когда человек открывает свое сердце для Божьей благодати, то получает милость, Божью любовь, благословения. Но если человек закрывает свое сердце от благодати, ожесточается, то, конечно, при всем Божьем желании помочь ему, эта помощь не приходит, потому что сам человек закрывается от нее.
– Какой грех благодать покрыть не может? (Римлянам 5:20)
– На самом деле у благодати нет свойства покрывать человеческие грехи; благодать дает человеку доступ к тому, чтобы стать новым творением и освободиться от греха. Апостол Павел говорил об этом так: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (К Римлянам 6:11).
Что касается греха, который не может быть покрыт или, условно говоря, не может быть прощен, то это грех неверия. Когда человек отвергает Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя, когда он осознанно выбирает тьму, он тем самым отвергает Божью благодать и Его приглашение к спасению. Тогда такого человека невозможно обновлять покаянием, – не потому, что Бог его перестает любить или не может простить, но потому, что человек, вкусив Божью любовь, силу, осознав, что Бог есть Спаситель, целенаправленно отвергает Его. Такой грех не может быть покрыт. Это так называемый грех к смерти – то есть осознанное отвержение Христа и Его господства в жизни человека.
– Какую роль в нашем спасении и жизни играет Божий закон, ведь Христос исполнил его и принес благодать? (Римлянам 10:4)
– Священное Писание говорит, что «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (К Галатам 3:24).
То есть это нечто, что «подводит» человека к тому, что он должен осознать – нужду в Спасителе Иисусе Христе.
Да, Христос полностью исполнил закон, Он дал нам благодать. Но Он также дал нам истину о Себе и истину о том, что человек должен быть новым творением, свободным. Христос дает эту возможность быть новым творением и дает свободу. В этом смысле человек больше не нуждается в законе как в том, что руководит его жизнью. Теперь у него есть Дух Святой, есть истина Христова. Но при этом человек не должен отвергать закон, понимая, что закон имеет определенную цель.
Во-первых, закон был дан, прежде всего, для земной жизни человека. Об этом говорит Тора: если человек будет соблюдать закон, то он будет жив на земле, он будет иметь благословения Божьи на земле. Конечно же, многие заповеди – не все, но многие заповеди – отражают и вечные ценности Бога. Но есть заповеди, которые были даны для определенного времени, для определенной культуры. Например, это заповеди, которые касались питания, одежды, определенных ритуалов, связанных со Скинией, с Храмом, и так далее.
То есть сегодня эти заповеди уже не актуальны. Но если мы возьмем Десять заповедей, они чрезвычайно актуальны и сегодня, потому что отражают Божьи ценности, Его характер.
Конечно, нельзя использовать заповеди, чтобы спекулировать ими и пугать людей, но важно с помощью них «открывать» сердце Бога, нужно ими пользоваться.
Во-вторых, закон показывает, что если человек соблюдает все заповеди, и он совершенный с точки зрения закона, каким, например, был апостол Павел, который о себе говорил, что он совершенный с точки зрения закона (к Филлипийцам 3:6), то, тем не менее, он ни на йоту не приближается к Богу.
То есть соблюдение закона и соблюдение заповедей не приближают человека к Богу. Павел с этим столкнулся; он гнал церковь Христову, хотя был совершенным с точки зрения закона. И у закона есть именно эта цель – показать человеку, что даже при соблюдении самого лучшего, совершенного закона на земле, человеку нужен Христос, человеку нужно спасение.
С тем же самым столкнулся и богатый юноша, когда пришел к Иисусу и спросил, что ему делать, чтобы иметь жизнь вечную. Христос ему напомнил о заповедях, но юноша сказал, что соблюдает все их с детства, но никак ему это не помогло. Тогда Христос сказал ему оставить все, раздать имение, взять свой крест и следовать за Ним. И тот юноша огорчился (От Марка 10:17-22).
Так часто бывает, что человек соблюдает какие-то моральные принципы, закон, но это его к Богу не приближает. Ему нужно оставить все и последовать за Христом. Поэтому закон имеет такую детоводительную функцию и сегодня закон нужен только тем, кто не следует за Христом, кто не живет принципами Христовыми, Его заповедями, кто постоянно согрешает.
Закон дан для нечестивого человека; для праведного человека закон нужен только лишь как напоминание о ценностях Божьего Царства.
Больше узнать о том, в чем разница между благодатью и вседозволенностью, есть ли мера у благодати, вы сможете во время прямого эфира из Петербурга!
Не пропустите!