«Око за око сделает весь мир слепым», — сказал Ганди.
Закон «око за око и зуб за зуб» встречается в книге Исход 23: 23-25, Левит 24:20 и Второзаконие 19:21. Правило, похоже, применимо к социальному равенству, а не к отношениям между хозяевами и рабами. В Исходе 21:26, если хозяин выколет рабу один глаз, он должен дать ему свободу, а не выколоть свой собственный глаз.
Это правило также встречается и в других древних законах — в частности, в Вавилонском кодексе законов Хаммурапи — где закон касается ограничения мщения, а не его продвижения. Этот закон — способ контролировать человеческий инстинкт, спускаемый по спирали к насилию, где травма вызывает еще большую травму, которая в свою очередь приводит к еще худшей травме. Да, стремление к справедливости законно и должно быть удовлетворено, но это не повод поддаться нашим инстинктам и жестоко мстить.
Более того, в Новом Завете Иисус делает шаг еще дальше. Вместо того, чтобы ограничивать месть, Он, кажется, запрещает ее полностью. В Матфея 5: 38-39 Он говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»
Некоторые восприняли это как команду для проявления абсолютного пацифизма. Но ясно одно, что на травму должна быть другая реакция. Вместо того, чтобы требовать полного возмещения в соответствии с законом, верующий должен придерживаться другой линии поведения. Верующие должны прощать, а не наказывать.
Довольно легко понять, что это может означать в личных отношениях — никаких обид, как говорится кто старое помянет, тому глаз вон.
Но что это значит для нас, живущих в мире, где вопросы преступления и наказания всегда непростые и сложные? Должны ли раскаявшегося преступника просто освободить? А как насчет международных отношений, где одно государство может угнетать другое? Другими словами, можем ли мы масштабировать заповедь Иисуса?
Возможно, но это не так легко сделать. Все же существует определенный вектор. Слова Иисуса подразумевают, что действие верующего, который не мстит, будет влиять на обидчика — так же, как Павел говорит в Римлянам 12:20: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (возможная ссылка на египетский ритуал, где раскаявшийся несет на голове блюдо с горящими углями).
Поэтому, когда мы думаем о том, как относиться к правонарушителям, мы не должны руководствоваться желанием отомстить, а желанием перемен в человеке. Тюрьма — это наказание, но в обществе, под влиянием христианства, она должна быть прежде всего местом преобразования, где человек может покаяться и измениться.
Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН