На первый взгляд Библия демонстрирует, что Бога заботит вопрос бедных и то, как к ним относятся. Писание ясно предупреждает об опасности богатства и содержит суровые предупреждения к богатым. В Евангелии от Луки Иисус говорит нам: «блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие; напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение; … все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; … ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Луки 6:20, 24, 18:22, 25).
Иисус даже говорит, что в конечном итоге нас будут судить согласно нашему отношению к бедным и нуждающимся (Матфея 25: 31-46).
Должны ли мы из этого прийти к заключению, что Бог на стороне бедных и выступает против богатых? Давайте посмотрим, что по этому поводу говорит Священное Писание?
Понимание бедных
Чтобы определить, на чьей стороне находится Бог, бедных или богатых, мы должны сначала понять, кого имеет в виду Слово Божье, когда говорит об этих двух категориях людей.
Начнем с бедных (хотя некоторые отрывки говорят о бедности метафорически), в подавляющем большинстве это слово относится к материальной бедности — людям без еды, без крова, без одежды и т. д. Экономическая бедность также обычно сопровождается отсутствием более широких ресурсов и связей, которые делают бедных особенно уязвимыми для угнетения и жестокого обращения. Их часто называют вдовами, сиротами и чужеземцами, которым также не хватает социальных связей.
В Ветхом Завете Бог предостерегает о плохом обращении с бедными, вдовами, сиротами и чужеземцами и обещает судить тех, кто их обижает. Несомненно, отношение к бедными и обездоленными является очень важной частью библейской этики.
В то же время это не означает, что все бедные являются де-факто добродетельными.
В то же время, нищета не обязательно является признаком Божьего недовольства. Бедные могут быть непорочными: «Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат» (Притчи 28: 6) и мудрыми: «но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и, однако же, никто не вспоминал об этом бедном человеке» (Екклесиаст 9:15).
Однако другие тексты Священного Писания предупреждают нас, что пьянство, обжорство и лень могут привести к бедности: «потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Притчи 23:21), а также подражает праздным: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою» (Притчи 28:19).
Библия также предупреждает об опасности некоторых соблазнов, которые особенно заманчивы для бедных. Самый очевидный соблазн — кража, чтобы заполучить еду. Это можно легко распространить на другие виды преступного поведения, мотивированные потребностью или желанием денег, включая виды деятельности, связанные с разбоем, торговлей наркотиками и т. д. Это, в свою очередь, указывает на реальность 1 Тимофея 6: 9, 10: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».
Этот отрывок часто ассоциируется с теми, кто уже богат, однако автор обращается к тем, кто желает богатства и кто еще не богат. Это важное напоминание о том, что жадность и поклонение деньгам не являются пороками, присущими только богатым. На практике люди, которые больше всего одержимы деньгами, не являются богатыми, а теми, кто хочет разбогатеть.
Зависть богатым — еще один грех, о котором предупреждает Писание (например, Псалом 72, Псалом Асафа). Этот грех напрямую связано с 10-й заповедью, которая запрещает желать того, что есть у ближнего. Классическое определение зависти — это «досада по чужом добре или благе», завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого». Хотя некоторые могут называть это «справедливым» или «перераспределением доходов», зависть и корысть остаются грехами.
Однако Библия очень реалистична в отношении причин бедности: люди могут стать бедными не по своей вине, но нищета также может быть результатом глупых решений и действий; кроме того, есть некоторые грехи, к которым бедные особенно восприимчивы. Бедность, таким образом, не является гарантией добродетели или праведности.
Так почему же бедные называют блаженными?
Проблема заключается не в бедности как таковой, а скорее в отношении смирения и зависимости от Бога, которую она может произвести в нас. Вот почему Иисус сказал: «Блаженны нищие духом» (Матфея 5: 3). Надеяться на личное богатство глупо, потому что оно не вечно. Напротив, нам нужно уповать только на Бога.
Псалом 145, особенно стихи 3-4, 7-10:
«Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. .. Господь творит суд обиженным, дает хлеб алчущим. Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает. Господь будет царствовать вовеки. … Аллилуия».
Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН