Тайна окружала место первого чуда Иисуса на протяжении веков. Наконец разгадка может быть найдена. Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус превратил воду в вино во время свадьбы в Кане Галилейской.
«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверху. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Иоанна 2:1-11)
В течение сотен лет паломники считали, что местом первого чуда Иисуса является Кафр-Канна, город на севере Израиля, где была построена «Церковь венчания».
Однако археологи давно обсуждали истинное местонахождения Каны и теперь они считают, что Кана библейских времен может находится на склоне в восьми километрах к северу от ранее принятого места. Во время раскопок была обнаружена сеть туннелей, которые использовались для христианских богослужений, в них встречаются изображения крестов и надпись «Kyrie Еleison», греческая фраза, означающая «Господь Иисус».
Археологи обнаружили ряд убедительных подсказок на месте бывшей еврейской деревни Хирбет Кана, которая существовала между 323 г. до н.э. и 324 г. н.э. Там были раскопаны алтарь, полка с остатками каменного сосуда и место для еще пяти сосудов, как и в библейском рассказе о чуде превращения воды в вино.
Том МакКолло, руководитель раскопок сказал, что существует еще три других заслуживающих доверия потенциальных места для библейской Каны, но ни одно из них не представляет собой такой набор доказательств как Хирбет Кана, археологический объект в Нижней Галилее.
«Мы обнаружили большой пещерный комплекс, которым пользовались христианские паломники, приходившие почтить чудо превращения воды в вино. Этот комплекс использовался начиная с конца пятого или начала шестого века и продолжал использоваться паломниками вплоть до периода крестоносцев 12-го века. Тексты паломников того периода, которыми мы располагаем описывают то, что делали и видели пилигримы, когда приезжали в Кану Галилейскую. Эти описания очень близко соответствуют тому, что мы обнаружили на месте раскопок», — пояснил он.
В качестве еще одного доказательства МакКолло указывает на работу еврейского историка I века Иосифа Флавия.
«Иосиф Флавий, Иоанн в Новом Завете, а также раввинские тексты утверждают, что это была еврейская деревня, недалеко от Галилейского моря в районе Нижней Галилеи. Хирбет Кана соответствует всем этим критериям».
Что касается более известного места Кафр-Канна, то МакКолло настроен скептически. «Сегодня, если кто-то захочет посетить Кану Галилейскую, его везут в Кафр-Канну, однако это место не было признано местом паломничества до 1700-х годов. В то время францисканцы управляли христианским паломничеством, их интересовал более легкий маршрут, чем историческая точность».
Д-р МакКолло считает, что открытия в Хирбет Кане могут внести еще один пункт в доказательство историчности Евангелия от Иоанна.
Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН