Женитьба монаха на монахине
13 июня 1525 года пламенный реформатор Мартин Лютер женился на девушке по имени Катарина фон Бора. Союз был радикальным для тех дней — Лютер нарушил правила священнического безбрачия.
Катарина была монахиней, одна из девяти, которая бежала из монастыря в Виттенберг после того, как ее вдохновило учение Лютера. Восьмерых монахинь Лютеру удалось пристроить, а девятая, Катарина фон Бора, осталась без крова. Семья отказалась принять ее обратно, замуж выдать не удалось. И Лютер принял неординарное решение — самому жениться на несчастной девушке. Лютер стремился разорвать католические ограничения брака, он видел в нем большую пользу и, основываясь на Священном Писании, не верил, что для священников обязательным был обет безбрачия. Это было первое в истории вступление в брак евангелического священника. Оно послужило примером для многочисленных последователей лютеранства.
Лютеру, бывшему монаху, было сорок два года, Катарине, бывшей монашке, — двадцать шесть. «Я не испытываю ни страстной любви, ни пыла к своей супруге, — сказал Лютер в день свадьбы. — Но, добавил он, я буду с нежностью заботиться о ней».
Этот явно неромантический союз со временем расцветет во что-то более нежное. Оба обладали решительными характерами, говорили то, что думают. Лютер был плохим хозяином, поэтому Катарина взяла на себя ведение домашнего хозяйства. У супругов родилось шесть детей. Катарина вела подсобное хозяйство, ухаживала за пасекой и даже за пивоварней. За ее предприимчивость Лютер назвал свою жену «утренней звездой Виттенберга».
«Внезапно, пока я был занят совершенно другими мыслями, Господь погрузил меня в брак», — писал Лютер. Его союз подвергся критике со стороны современников, которые предупредили, что это разрушит движение Реформации. Однако Лютер, похоже, не пожалел о своем выборе. Его подход к браку, возможно, является одним из прочных наследий протестантской Реформации и продолжает вдохновлять протестантов на семейную жизнь и сегодня.
Более любезный Лютер позже сказал: «Я не променял бы мою Кете ни на Францию, ни на Венецию».
Пара воплощала отношения, которые не были свободны от конфликта и боли, но, тем не менее превратились во что-то богатое и зрелое. Лютер писал: «Это высшая милость Бога, когда любовь продолжает процветать в семейной жизни».
Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН