Спустя сорок один год после того, как культурная революция Китая уничтожила все формы религиозного выражения, сотни миллионов китайцев обращаются в такие религии, как христианство.
Лауреат Пулитцеровской премии Ян Джонсон считает, что происходящее в Китае — это не что иное, как «одно из великих духовных пробуждений», и говорит, что миру лучше принять это к сведению, потому что последствия этой «духовной трансформации» могут оказать серьезное глобальное влияние.
«Люди в Китае ищут новые моральные ориентиры, своего рода моральный компас для организации общества», — сказал Джонсон, автор книги «Души Китая: возвращение религии после Мао». — Поэтому они обращаются к религии, как к источнику ценностей, чтобы помочь реорганизовать общество».
Джонсон провел шесть лет, исследуя «ценности и верования сегодняшнего Китая». Он говорит, что наиболее быстро растущими движущими силами этой «религиозной революции» являются незарегистрированные церкви или так называемые «домашние» или «подпольные» церкви.
«Эти группы стали на удивление хорошо организованными, они собираются очень открыто и часто насчитывают сотни прихожан», — написал Джонсон в статье для журнала «The Atlantic». — Это помогло вырасти количеству протестантов примерно с миллиона, когда коммунисты пришли к власти, до 60 миллионов сегодня».
Это беспрецедентное возрождение идет из сельской местности в большие города, новое поколение верующих меняет лицо китайского христианства.
«Любой гость Китая может сказать вам, что количество церквей, мечетей и храмов в последние годы возросло, многие из них полны», — написал Джонсон. «В то время как в обществе проблем много, спрос на религиозное выражение быстро вырос и китайские верующие охотно используют его, когда они ищут новые идеи и ценности, чтобы поддержать общество, которое давно отказалось от традиционной морали».
Церковные лидеры говорят, что молитва сыграла ключевую роль в христианском возрождении. Например, в одном из уголков северо-восточного Китая двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю тысячи христиан собирались для беспрецедентного молитвенного движения. То, что началось, как небольшое собрание несколько лет назад, превратилось в общенациональную молитвенную инициативу, объединяющую сотни китайских церквей.
В некоторых случаях это возрождение касается даже контролируемых государством церквей, известных как «патриотическое движение за «тройную независимость». «Сейчас в этих церквях происходит большое пробуждение», — сказал Чжао Сяо в интервью CBN News из столицы Китая. Чжао является одним из ведущих экспертов Китая по христианству. Бывший член Коммунистической партии и атеист, Чжао стал христианином после чтения Библии. «Если вы отправитесь в церковь в пекинском районе Хайдянь, вы окажетесь в 100-метровой очереди, пытаясь проникнуть внутрь и поклоняться Богу. В городе Шэньчжэне в другой части Китая по воскресеньям в среднем крестится 500 человек!» — поделился он.
Несколько десятилетий назад правительство Китая издало закон, в котором говорилось, что юноши и девушки в возрасте до 18 лет не могут посещать церковь «патриотическое движение за «тройную независимость». Чжао говорит, что в последние годы эти правила были послаблены. «В церквях растет число молодежи — много молодых верующих мужчин, профессионалов, знаменитостей, особенно в больших городах, в отличие от прошлых лет, когда в основном прихожанами были пожилые люди».
В то время как правительство по-прежнему подозрительно относится к религиозному возрождению в Китае, Джонсон говорит, что это не мешает людям заниматься вопросами веры. «Сотни миллионов китайцев подвергают сомнению свое обществе и обращаются к религии и вере за ответами, которые они не находят в радикально секулярном мире, построенном вокруг них», — пишет Джонсон в своей книге.
Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН