«Нас объединят гонения!» Дарья Сивашенкова

  Почему вера в Иисуса так сильно разнится у Его последователей? Разве мы не должны любить друг друга

 

Почему вера в Иисуса так сильно разнится у Его последователей? Разве мы не должны любить друг друга и подавать пример неверующим? Теолог и православный журналист, автор книги «Вот Иуда, предающий меня» Дарья Сивашенкова ответила на эти и другие вопросы о православно-протестанстких различиях!

 

– Дарья, меняются ли богословские догматы с течением времени? Меняется ли что-то в православной традиции спустя годы или все так же, как 200-300 лет назад?

– Для начала, не будем путать догматы и традиции. Догмат — это основа основ вероучения. Она не может меняться от года к году. Мы же не можем в какой-то момент сказать: «Все, мы больше не исповедуем Христа Сыном Божьим», «Мы не исповедуем, что Он был распят и воскрес». То есть догматы неизменны и такими останутся до конца.

Что касается традиций, они, безусловно, меняются от века к веку, а иногда и от десятилетия к десятилетию. Те обряды, что были в православной церкви при Иоанне Златоусте, сейчас неактуальны. Суть литургии осталась той же, а обряд стал другим. Как заведено апостолом Павлом, на литургии мы причащаемся Телом и Кровью Иисуса Христа. Так считал Иоанн Златоуст и все последующие отцы. Так считаем и мы в наши дни. Но сам вид причащения менялся. В какой-то момент появилась лжица (небольшая ложка с крестом на конце рукояти, используемая в византийском обряде для преподания причастия из потира верующим, — Прим. ред.), с которой стали причащать. Меняется формат, но не меняется суть.

 

– Почему, на Ваш взгляд, протестанты не используют в своих богослужениях и храмах атрибуты православия?

– А почему протестанты должны использовать то, что не входит в их традицию? Для православных людей иконы и свечи имеют давнюю историю, наполнены смыслом. Для протестантов, которые не ведут традицию оттуда, это непонятно.

Если для православного икона — это творческое развитие догмата о боговоплощении, то для протестанта икона — это совсем другое, поэтому он ее и не будет использовать.

Точно так же со свечой. Она была символом жертвы: ты идешь в храм, даешь деньги, тебе дают свечу, и ты ее как символ своей молитвы зажигаешь перед иконой. У протестантов нет необходимости в материальном воплощении своей жертвы.

 

–  В каких сферах и вопросах представители разных христианских конфессий должны объединиться? Есть ли что-то, во имя чего стоит объединяться всем христианам?

– Все три христианские конфессии — православные, католики, протестанты — и так выступают единым фронтом, несмотря на все наши различия, исповедуя перед миром Господа Иисуса Христа как Сына Божьего, нашего Спасителя. В этом мы уже едины. Для всех трех конфессий — это самое главное.

Я думаю, нас объединят гонения, которые нам обещаны в конце времен. Несмотря на то, что мы будем признавать наши различия и до конца считать традицию «соседа» ошибочной, мы все равно сможем смотреть друг на друга ласковым взглядом.

А вот объединиться так, чтобы стать единой церковью, которая отринет все различия, мне кажется, не получится.

 

–  Могут ли противоречия и разность в вероучении среди христиан помешать глобальной цели Христа?

– Христу не может помешать ничего. Даже если человек искренне не понимает своей ошибки, Христос из этого сделает добро. Мы же не противимся Ему. Ошибки возможны у всех, никто не свят, как Он, никто не понимает Бога по-настоящему. Но Он из всего может сотворить добро.

 

Присоединяйтесь к Прямому эфиру из Петербурга и узнайте, возможно ли найти точки соприкосновения в православно-протестантском диалоге, кто такие святые и для чего на самом деле используются иконы. Будем едины в нашей вере!

 

 

 

 

 

 

Leave a Comment