Иисус Христос мог исцелять одним Своим словом, одним прикосновением. Женщина исцелилась от кровотечений, мучавших ее 12 лет, лишь дотронувшись до одежды Христа (Матфея 9:20-22). Однако Иисус исцелял и подручными средствами; например, слепому Он помазал глаза брением для восстановления зрения. Можем ли мы называть современную медицину проявлением Божьего благословения и в чем заключаются чудеса исцеления в XXI веке, рассказал пастор «Реформатской Церкви Христа», ведущий проектов на христианском «Теос Медиа» Владислав Юртов.
– Владислав, как Вы считаете, лекарства — благословение или проклятие?
– Когда Адам и Ева согрешили, Господь проклял всех, не только их. Грех живет в ткани бытия, нет ни одного явления – даже такого позитивного, как любовь, – которое не несло бы в себе грех. Поэтому даже хорошие вещи способны приносить вред, и лекарства в том числе.
Это касается не только лекарств. Если вы выпьете 5 литров чистой хорошей воды, вы тоже умрете.
Но лекарства — это все-таки благословение. Если бы их не было, человечество бы не выжило, это доказывает изобретение пенициллина во время Первой мировой войны.
– Какие принципы лежат в основе Вашей веры в исцеление?
– Я считаю, что Бог действует в моей жизни через разные инструменты. Врач, который принимает меня в поликлинике, — один из них. Если Бог хочет, Он может действовать сверхъестественным образом. Например, у вас шишка на голове, и через минуту она сама проходит.
Но при этом, если у вас заболит зуб, вы можете пойти к стоматологу, и он вас вылечит.
– Можно ли считать, что в основе эффекта плацебо лежат те же принципы, что и в молитве: вера в исцеление, здоровье?
– Есть такое понятие как общая благодать: дождь льет и над плохими людьми, и над хорошими; солнце тоже не выбирает, над кем светить. Все хорошее в мире является продуктом общей благодати. Плацебо я рассматриваю как действие той же Божьей благодати. Пациенты смотрят на таблетку и верят, что она их исцеляет, а там на самом деле сахар вместо действующего вещества. Но люди все равно исцеляются. Это проявление Божьей любви. Даже если пациент неверующий, это в любом случае действие общей Божьей благодати.
– Как не обижаться на Бога, узнав о серьезном диагнозе? Как простить себя и не считать, что это наказание за грехи?
– Во-первых, болезнь может быть результатом греха. Например, если вы употребляете наркотики, то любые сопутствующие наркомании заболевания являются прямым следствием вашего греха. Если вы не пристегнулись, попали в аварию и вылетели в окно, здесь тоже есть закономерность. Обижаться в данном случае на Бога странно. Есть законы, закономерности, которые призваны сделать мир стабильным и предсказуемым для нас.
«Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?»» (Исаия 45:9). С чего вы взяли, что ваша болезнь — это отклонение от нормы? Может, в вашем случае это является нормой.
«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28). Да, иногда болезнь является наказанием, но болезнь верующего человека чаще всего становится инструментом, чтобы не позволить нам впасть в еще больший грех.
Павел трижды молился об исцелении, но не получил его. Для чего? Чтобы он не превозносился от тех откровений, которые имел. Он был в таких близких отношениях с Господом, что это неизбежно привело бы к гордыне. Поэтому Бог послал ему «жало в плоть», чтобы приземлить Павла. «Когда я кажусь себе гениальным, я иду мыть посуду», — говорил Булат Окуджава.
Болезнь может быть инструментом, через который Бог делает нас более мудрыми. Обижаться на Отца за это — странно. Обида — это разрушение наших ожиданий, когда мы не получаем того, что нам обещали. Но не Он нам должен что-то в этом мире, а мы Ему должны.
Смотрите Прямой эфир из Петербурга, чтобы больше узнать о лекарствах и БАДах от врачей, о правильной молитве за исцеление — от пасторов, и понять, что же предпринимать, если узнаешь о неприятном диагнозе.