Имеет ли человек «право на смерть»? Светский и христианский гуманизм: pro et contra. Эвтаназия как вызов. Такой теме был посвящен круглый стол, который состоялся на базе Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге.
Основным поводом встречи стала новость о легализации эвтаназии в Испании, которая стала шестой страной в мире и четвертой в Европе, которая легализовала данную процедуру. Этот закон позволяет людям взрослого возраста с «серьезными и неизлечимыми» заболеваниями, которые вызывают «невыносимые страдания», осуществить решение уйти из жизни.
О проблематике и неоднозначности данного закона обсуждения ведутся давно. По словам экспертов, за последний год в связи с острой ситуацией, возникшей из-за пандемии и самоизоляции, резко возросло число случаев, когда люди принимали решение уйти из жизни не только посредством эвтаназии, но и другими способами. Теперь в особую группу риска занесены не только люди пожилого возраста, но также подростки и люди младше 30 лет.
На самом ли деле у человека существует право на уход из жизни? Отключение аппарата, поддерживающего жизнедеятельность, по воле пациента – это самоубийство?
Представители протестантской церкви выразили мнение, что закон об эвтаназии является так называемым правовым основанием для убийства, поскольку с этой точки зрения человек осуществляет самосуд, лишая себя жизни.
Эксперты разделяют два вида эвтаназии: «пассивную», вызванную давлением на человека со стороны общества, родственников или даже врачей, и «активную», когда человек принимает решение осознанно уйти из жизни по причине жестокой депрессии, стресса или перенесенных психологических травм. В обоих случаях требуется искать максимально личностный подход к человеку, стараясь показать ему альтернативный путь.
Мысли о самоубийстве – это следствие всеобщего напряжения, которое сегодня царит в обществе. Спикеры убеждены, что в обоих случаях происходит подмена понятий, когда человек заведомо идет по ложному пути, принимая роковое решение, не видя выхода.
Роль церкви в данной ситуации неоценима, поскольку она может не только дать человеку надежду и поддержать, но и оказать реальную помощь, организуя хосписы и сопровождение для тяжелобольных или людей, страдающих депрессией.
Представители разных конфессий и религий, религиоведы и психологи, исходя из светского и религиозного мировоззрения, поделились своим взглядом на данную проблему. Важнейшим вопросом остается принцип доверия, и того, куда может обратиться человек, оказавшись в тяжелой ситуации.
На нас лежит ответственность за жизнь тех, кто с нами рядом, и даже в условиях кризиса мы должны не забывать, что каждый из нас – Человек.