Недавним гостем студии ТБН в Петербурге стал ректор Теологического института Церкви Ингрии (г. Колтуши), пастор Иван Лаптев. Мы пообщались с ним на тему молитвы, спасения, крещения Духом Святым и религиозной толерантности.
– Пастор Иван, расскажите, пожалуйста, молятся ли студенты Теологического института перед занятиями?
– Конечно, молятся: и в начале каждой лекции, и в конце, и утренняя, и дневная молитва есть, и перед трапезой.
– А молятся ли они на иных языках?
– У нас очень библейская лютеранская церковь. Все движение Реформации пошло с Писания, и этот вопрос мы рассматриваем исключительно в контексте Писания. Конечно, такой духовный дар присутствует, но как учит апостол Павел, что это совершается не публично. А если есть истолкователь, то это какие-то собрания, на богослужении такой молитвы нет. У нас есть литург, который ведет молитву, и читает ее от имени прихода, есть какие-то общие молитвы, которые произносятся вслух, а вот это уже более индивидуальный опыт, это не происходит на служении.
– А как понять, есть ли истолкователь, если не молиться в собрании?
– Это тоже определенный дар, который среди всех остальных даров, апостол Павел говорит, что «дары различны», служения различны, есть и дар учительства, апостольства, дар добровольной бедности, безбрачия и так далее, их почти четыре десятка, и они все являются духовными дарами. И конечно апостол Павел говорит об этом очень много и подчеркивает, что не может быть в церкви один дар у всех. Также он говорит что раздаватель – развадай, благотворитель – благотвори, начальник – начальствуй, человек не может делать сразу все. Он говорит «ревнуйте о дарах больших», то есть не останавливайтесь на чем-то… И если ты служишь, и дар приносит пользу, не просто ты им хвастаешься как медалью, а действительно ты им служишь, он приносит плод – то в любом случае человек будет расти, и Бог будет давать больше.
– В разных церквях считается, что иные языки даются как доказательства о том, что ты получил крещение Духа Святого…
– Это действительно так считается. Но опять же, если мы говорим про лютеранскую церковь, то мы смотрим Писание. Мы спасаемся верой, а «Бог доказывает человеку свою любовь тем, что Господь умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). И это единственное и самое важное доказательство, а все остальное, что пытается делать человек, человек грешный по своей природе, – он всегда ищет, за что подержаться, и что Богу показать. Как-то фарисей, который пришел к мытарю в храм, говорил «Господи, я пощусь, молюсь, даю десятину, я не такой как этот мытарь»… Что он делал? Показывал Богу эти внешние признаки. И человек разные признаки ищет. Кто-то находит их в религиозности: «я в самой правильной церкви, и это доказательство моего спасения». У кого-то дар духовный, он говорит: «вот, смотрите, у меня дар, я говорю языками» или «я бесов изгоняю», но в Писании мы прекрасно видим, что говорит Господь на суде последнем. Люди кричат: «Господи, не Твоим ли именем мы бесов изгоняли, не Твоим ли именем мы исцеляли больных?» А Бог отвечает: «Я вас не знаю, друзья, кто вы такие», и они идут в ад.
Так что, если у человека есть какой-то дар, это совершенно не значит, не доказывает, что он спасенный, что у него действительно живые отношения с Богом.
– Тогда что Вы можете сказать о крещении Духом Святым?
– Дух Святой для нас совершает духовное рождение, как сказал Господь: «если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Небесное. И мы понимаем, что именно при водном крещении человеку даруется Дух Святой. Водное крещение является видимым значением того, что Бог принял этого человека и назвал его своим чадом. И подвиг Христа даруется по милости этому человеку. Здесь тоже разные взгляды есть в разных церквях. С одной стороны, есть понимание, что крещение – это дело человека, мой завет с Богом, я уверовал, я прихожу и обещаю Богу добрую совесть, что теперь я буду хорошим, даю честное, благородное слово.
У нас как бы другое понимание, что Бог берет человека и говорит: «Я – Бог, Я тебе даю благодать, крестную смерть и воскресение Своего Сына и даю тебе видимый завет в этом таинстве крещения, что ты теперь Мой!» и даруется человеку дар Святого Духа. А дальше, безусловно, вопрос веры и того, как человек живет.
Как апостол Павел говорит: «по плоти он поступает или по духу он поступает?» Он может это куда-то убрать в самые дальние и глухие подвалы своей души или, подобно притче о блудном сыне, человек уходит в далекую страну, живет как хочет, и крещение не гарантирует веры, но при этом он остается чадом Божьим. И как в этой притче, когда он приходит в себя, он возвращается, а отец бежит к нему навстречу. Это такой момент, что Бог дарует Дух Святой в крещении.
– Мы как христиане понимаем, что любая другая религия это не Истина… Однако люди тоже верят «в бога»… Попытки объяснить, что они могут спастись только через Христа, могут интерпретироваться как «не толерантное отношение». Несмотря на духовную несовместимость, существуют мероприятия, когда представители различных религий собираются вместе и решают какую-то проблему. А нужна ли эта толерантность?
– Существует разные ситуации. Апостол Павел шел к язычникам, а Христос к мытарям и блудницам, ел и пил с ними и не переживал по поводу дружбы с ними. Не то, что не переживал, он пошел и исцелил слугу римского сотника. Он делал им добро, благословлял. Безусловно, как Павел говорит: «если возможно, будьте в мире со всеми людьми» – это первостепенная задача христиан.
И необходимо свидетельство, мы свидетельствуем всегда об Истине, но, прежде всего, своей жизнью! Как пишет апостол, тем самым «заграждая уста невежественных людей». Поэтому одно другому не мешает, и я могу спокойно говорить с мусульманином и буддистом и дружить с ними и, при этом, отстаивать свою позицию и являть своей жизнью и своими поступками Божью любовь, чтобы глядя на меня, на мою семью, работу и служение, он начал задавать себе вопросы. Это абсолютно нормально. Действительно, подход фарисеев был таким, что нужно отделиться от грешников и язычников, а подход Христа был иным!
«Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. (1- Коринф.9:20-22)