Противостояние между наукой и религией ведет свою историю с давних пор. По сей день представители каждой из сторон продолжают отстаивать в жарких спорах свою точку зрения на мироустройство. Как же появился негласный конфликт между ними? И какой вклад христианство внесло в развитие науки? На эти вопросы ответил доцент РХГА, председатель и основатель Санкт-Петербургского общества Мартина Лютера, пастор Иван Фокин.
– Как появился негласный конфликт между Церковью и наукой?
– Невозможно ответить на этот вопрос исключительно с позиции сегодняшнего дня. Проблемы между церковью и наукой появились гораздо раньше нашего с вами рождения. Тем не менее, я скажу следующее: конфликта до XVI века, до открытия гелиоцентрической (солнечной) модели вселенной Николем Коперником, между церковью и наукой в принципе не было. Потому что наука, точно так же, как и Церковь, поддерживала теорию философа Аристотеля, которая гласила, что Земля является центром Вселенной.
Негласный конфликт развернулся между Церковью и наукой после того, когда появилось открытие Коперника, и мнения разделились. Хотя Коперник не настаивал на этом открытии, последователи его поддерживали и яро доказывали истинность данной теории.
Это открытие сильно противоречило средневековым представлениям о мироздании. Церковь считала, что выдвинутая теория переворачивала эти представления и уничтожала, по сути, всю средневековую культуру, заканчивая Данте Алигьери. Потому что его поэма «Божественная комедия» строится на геоцентрической картине мира.
– Какой вклад христианство внесло в развитие науки?
– В христианском мире учёных гнали не всегда. Их начали гнать приблизительно с 529 года, когда император Юстиниан запретил христианскую религию. С тех пор началась эпоха, которую условно называют «эпохой средних веков». Длилась она вплоть до реформации Мартина Лютера, до начала XVI века. А если брать шире, и понимать Реформацию не только, как церковную, но и как реформацию всего мировоззрения, то она началась приблизительно в середине XV века. Ученым-астрономом того времени являлся Николай Коперник, ученым-путешественником Васко да Гама. Если же брать географический горизонт человечества, то первопроходцем был Христофор Колумб, который открыл Америку. И всё это можно назвать общим именем – реформация. Это то же христианство, просто оно находится на новом витке истории.
После реформации этот конфликт обострился до уровня партийности в христианстве. Оно стало в буквальном смысле враждебным к своим оппонентам. Враждебным до той степени, что на фоне этого разразилась Великая тридцатилетняя война, которая по сути являлась христианской религиозной войной между католиками и протестантами.
Еще больше о сопоставимости науки и религии, а также о том, противоречат ли друг другу сотворение мира Богом и теория Большого взрыва, возможно ли совместить науку и религию, допустимо ли понятие «слепая вера» и насколько актуальна сегодня теория Дарвина, вы узнаете из эфира «Истина и наука»: