Когда мы изо всех стараемся угодить Богу и быть смиренными, то терпим еще большее поражение. Почему так происходит? Пожалуй, смирение намного проще проявить внешне, чем сделать его своим обычным внутренним состоянием. Интересную мысль об этом выразил К.С.Льюис в одной из своих книг: «Истинное смирение – не думать о себе хуже, а думать о себе меньше». Так чего же ожидает от нас Бог? Что означает быть истинно смиренным, как не угодить в ловушку собственной самоправдености и уметь доверяться Господу в любых жизненных штормах, рассказал старший пастор церкви «Жемчужина Христа» – Михаил Баранов.
– Пастор Михаил, как различить истинное и ложное смирение, и распознать это в себе?
– Каждый из нас самодостаточен в каких-то вопросах и считает себя человеком, который все знает и понимает. И здесь можно определить: насколько он действительно все знает и понимает, готов ли учиться, гордый он или смиренный.
Забавно иногда слышать: «Горжусь, что я такой смиренный». Я слышал одну историю, как однажды батюшка разговаривал с прихожанином. Тот говорит: «Ой, я такой смиренный, батюшка». А он ему в ответ: «Хорошо, пойдем за стол, чаю попьем, только налей мне стаканчик воды прежде». Тот налил стаканчик воды, а батюшка, раз, – и плеснул ему водой в лицо. Так прихожанин как понесся: «Да ты как посмел!». А батюшка ему говорит: «Вот видишь, какой ты смиренный?..». Пример, конечно, радикальный, но очень наглядный (улыбается).
Смирение показывает нам в процессе жизни, какие мы. Как многие говорят: «я имею мир и благодать». Человек вроде как благодать-то имеет, а когда его заденешь за больное, то сразу же и проявляется, насколько он смиренный, насколько в нем мир.
Я думаю, что, безусловно, каждый человек хочет быть смиренным, но это зависит от взаимоотношений с Богом. Потому что смирение – это состояние перед Богом. А смиренномудрие – это общение с людьми, где мы понимаем, какой человек рядом с нами. И как Священное Писание учит нас: «Почитай один другого высшим себя» (Филиппийцам 2:3).
Бывает, замечаю такую картину, и даже за собой иногда: вот, человек входит, мы оцениваем его. Наблюдаем за ним, сравниваем где-то себя с ним. Ну, и таким образом, если мы понимаем, что у человека что-то лучшее: одежда, он сидит лучше, стоит, выглядит, – то тогда уже мы с ним по-другому разговариваем.
Или между пасторами такой разговор:
– Привет!
– Привет!
– Как церковь?
– Хорошо, слава Богу!
– Какая у тебя церковь, сколько человек?
Ты для какой цели это спрашиваешь? Чтобы порадоваться Божьему успеху в нашей жизни? Или себя сравнить со мной?
И здесь сразу же проявляется гордость: у этого пастора церковь 400 человек, а у этого – вообще 1000. Вот это пастор, мы его уважаем, ценим, а у тебя там 5-10 человек… кто ты такой?
Также взаимоотношения с людьми:
– У тебя есть квартира, дача, дом? Нет, да? Ну, что делать, извини…
Это по меркам, так сказать, человеческим. Но мы должны смотреть по меркам Божьим, потому что только Бог может определить наше состояние. Написано: «Бог гордым противится, смиренным дает благодать» (Иакова 4:6).
Насколько человек счастлив, показывает, смирен он перед Богом или нет.
– Враги смирения. Что может стать препятствием на пути к тому, чтобы стать смиренным?
– Первое – это гордость. Это корень всех проблем. Говорят, корень всех зол – сребролюбие (1-е Тимофею 6:10). Но на самом деле корень всех зол – гордость. Потому что когда человек начинает гордиться, то все остальные пороки приходят в его жизнь.
Сребролюбие – это корень материальных проблем, когда все с помощью серебра люди пытаются решить в своей жизни. А что касается гордости, то Слово ясно говорит, «что у всех гордецов противник – Бог» (Иакова 4:6).
– Связаны ли смирение и послушание?
– Да, конечно, связаны, потому что послушание идет из смирения. Это способность постоянно слушать и пребывать в этом слушании, находясь в понимании того, что именно Бог хочет в этот момент от нас.
Есть ситуации, перед которыми смиряться нельзя.
Кто такой гордый человек? Гордый человек – это тот, который не молится, не пребывает в общении с Богом через чтение Писания и собрание церквей, то есть в Церкви Христовой. Чтобы человеку быть послушным, ему нужно научиться слышать Божий голос.
Иисус спокойно спал в лодке, когда вокруг бушевала буря. Почему? Потому что знал, что Он в руках Небесного Отца. Но ученики Его разбудили и сказали: «Послушай, мы погибаем, тебе что, нужды нет?» (От Марка 4:38). Он говорит: «А где ваша вера? Как у вас нет веры?». Встал и сказал: «Умолкни, перестань» (От Марка 4:39).
Почему Иисус имел успех к жизни в служении? Потому что Он всегда слушал то, что говорит Бог, и делал то, что видел у Отца творящего. Также мы должны понимать, почему поднялась буря, когда Иисус плыл на лодке именно в том направлении. Они ведь плыли в землю Гергесинскую. А там был человек, одержимый бесами. Желанием бесов было уничтожить в этот шторм и Иисуса, и всех учеников.
И как написано в Писании: «Поднимается на тебя разрушитель, укрепи стены твои. Укрепи войско твое, духовную твою сторону» (Наум 2:1). Сегодня, например, эта пандемия, большой страх у людей. Но есть хорошая песня: «Чьим словам поверишь ты?». Будем ли мы верить, что даже в пандемию Бог рядом и проводит нас через что-то?
В моей жизни тоже было много разных моментов. Помню, когда мы жили в доме на Площади Репина, река Фонтанка заканчивалась именно там тогда, и совсем рядом был Финский залив. Иногда я слышал штормовое предупреждение и был очень внимательным, потому что мы жили на 0,5 этаже, – это 1-й этаж на уровне с асфальтом. И если бы Фонтанка поднялась, то вода зашла бы к нам домой. У нас бы был бассейн бесплатный (улыбается). Я не хотел бесплатного бассейна, поэтому одевался, заходил на Старо-Калинкин мост, поднимал руку и просто приказывал ветру: «Откуда пришел, туда и возвратись». Люди смотрели на меня с непониманием, но ветер слушался!
Я помню, Рейнхард Боннке (Рейнхард Боннке – всемирно известный евангелист, проповедник и миссионер, основатель международной миссии «Христос для всех народов». – Прим. ред.) рассказывал в своей книге об одном случае: они были в Африке на миссии, ставили палатку, но однажды случился ураган и просто унес ее. Эта палатка вмещала десять тысяч человек. Они поставили новую, на двадцать тысяч, и когда пришел другой ураган, он [Рейнхард] встал и провозгласил: «Пошел вон, во Имя Иисуса! Откуда пришел, туда и уходи!». И ураган отступил.
Вспомните, как Давид говорит: «Если я пойду долиной смертной тени, не убоюсь зла». Почему? «Потому что Ты со мной, Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Псалом 22). Жезл – это власть, посох – это Божья забота.
Или 90-й Псалом: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч, а к тебе это язва, это проблема не приблизится» (Псалом 90). А если и приблизится, тебе нужно ее пройти. Бог говорит: «Я дам тебе силы, ты пройдешь» (Исаия 43:2).
Поэтому слушать и слышать Бога нам жизненно необходимо!
Больше узнать о том, чем отличаются скромность, кротость и послушание от смирения, а также как в стремлении быть смиренным не самоуничижать себя,
вы сможете в записи эфира из Петербурга: