Как много сказано о молитве! Она занимает центральное место в жизни каждого христианина. Трудно представить веру в Бога без такой важной составляющей. Казалось бы, у каждого человека есть точная инструкция успешного обращения к Всевышнему! Но люди продолжают и по сей день иметь неудовлетворение в своей молитвенной жизни. Почему так происходит? Ярослав Парамонов, дьякон «Церкви XXI века», поделился мнением, в чем разница между молитвой и вхождением в Божье присутствие, и почему порой так сложно выработать привычку ежедневного общения с Богом.
– Ярослав, в чем главная ценность совместной молитвы и молитвы вообще?
– Молитва – это данный Богом инструмент общения с Ним, чтобы получать ответы на свои вопросы. Иисус несколько раз повторяет в Своем учении одну и ту же мысль: «Просите, и дано будет вам» (от Матфея 7:7). В другом месте написано: «просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (от Иоанна 16:24).
Вообще, у молитвы очень много плюсов (улыбается)! Это единственный способ открыть Богу свои нужды и получить их восполнение.
Писание само по себе статично. Ты обращаешься к нему, и оно тебя поучает, открываясь по-новому. Но оно статично. А молитва – динамична. Она всякий раз трансформируется и изменяется. Сегодня ты приходишь с одними вопросами, завтра – с другими, и каждый раз тебе нужно входить в этот поток.
Если мы говорим про совместную молитву, то находим в Библии одно интересное сравнение. Павел пишет верующим, что хочет встретиться с ними, преподать учение, чтобы утешиться общей верой: их и его (Римлянам 1:11-12). Вот, как это работает. Вера усиливается в Теле Христа.
Если наш организм подхватывает вирус, то все его ресурсы бросаются на борьбу с этой болезнью. То же самое происходит в Церкви. Написано, если один член страдает, то все Тело страдает вместе с ним (1-е Коринфянам 12:26). Наша совместная молитва – это проявление сострадания, когда мы поддерживаем человека, высвобождая свою веру в его жизнь. И здесь не стоит цель убедить Бога – чем больше голосов, тем скорее придет ответ. Господь и одну молитву прекрасно слышит!
Цель в том, чтобы через молитвенное единство укреплялась наша общая вера. Когда мы пребываем по-отдельности, она не проявляется во всей полноте. Вера, как и истина, не принадлежит одному человеку, но Церкви. У каждого из нас ее грани и аспекты, она разделена между всеми нами. Поэтому когда мы соединяемся вместе, то достигаем этой полноты!
– Написано: «Итак, братья, благодаря крови Иисуса мы теперь можем смело входить в Святое Святых» (Евреям 10:19, НРП). Чем отличается молитва от вхождения в Божье присутствие?
– Ничем, по моему представлению. Если человек молится, то как он может не переживать Божье присутствие? Молитва – это общение само по себе. Как можно общаться, если нет второго участника разговора? Тогда это больше походит на монолог. А если Бог везде, тот как Он может не присутствовать, как атмосфера может не измениться? Скорее, мы склонны чего-то не видеть и не чувствовать.
Однажды Бог открыл мне этот стих, цитируемый в заданном вопросе, удивительным образом, и я восхищен полученным откровением (улыбается)! Написано далее: «путем новым и живым» (Евреям 10:19). Это и есть молитва.
Я говорил ранее, что она динамична. Почему? Потому что путь – живой. Жизнь подразумевает постоянные изменения, и только мертвый статично лежит в могиле. В таком смысле молитва ничем не отличается от пребывания в Божьем присутствии, потому что эти вещи взаимосвязаны. Общение и пребывание с Богом – это полнота молитвы.
В райском саду Адам тоже молился – общался с Богом видимым. У нас же происходит общение с Богом невидимым. Павел поэтому и цитирует Его слова: «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2-е Коринфянам 6:16). То есть Он хочет быть с нами, хочет общаться всегда.
– Почему важно входить в Божье присутствие?
– Можно переживать Божье присутствие различным образом: в разной силе, на разных уровнях и ощущениях. Но невозможно, чтобы присутствия вообще не было. Когда мы говорим о молитве, то она включает в себя осознание общения с Богом. Если ты понимаешь, что общаешься, то присутствие придет. Может быть, ты его не ощутишь, или ощутишь не так, как хотел бы, но оно все равно будет!
Бог открыл мне недавно одну важную истину: если мы не входим в молитве в Его присутствие, а ведем свой собственный монолог, то задаем Господу вопрос, на который не получаем ответ. И далее наш ум генерирует этот ответ сам, а затем принимает и выставляет, как истину. Хуже того, когда человек начинает проповедовать, то есть нести в массы тот придуманный и выстроенный им образ Бога.
У нас появляется такой бог, который либо потакает тому, что нам удобно, либо ничего не может сделать. Таким образом, человек сам придумывает образ бога, который соответствует его пониманию. Но настоящий Господь больше человеческого представления!
Если ты не вошел в Божий поток, то твоя молитва ограничена тобой и твоими представлениями об окружающей действительности. Но когда человек входит в Божье присутствие, то такая молитва выводит его за пределы собственных мыслей. У Исаии написано: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55:8-9). Вот какая разница между нашим и Господним пониманием сути всего!
Ты ходишь по земле, мыслишь по-земному, сталкиваешься с земными проблемами, приходишь к Господу и говоришь: «Боже, что мне делать? Помоги!». Если ты в такой молитве не оказался в Божьем присутствии, то выйдешь из нее с земными ответами, до которых сам и дошел.
Но если оказался в присутствии Бога, имел с Ним реальный диалог, то Господь откроет и покажет тебе небесные реалии. И когда ты вернешься в земную действительность, у тебя будут ответы, которые выше твоего разумения. Если настоящей встречи с Богом не произошло, то человек уйдет загруженный теми же самыми проблемами и с тем же самым пониманием.
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:6-7). Когда мы входим в Божье присутствие посредством молитвы, оно приносит то, что выше нашего представления, успокаивая сердце и разум. Это необходимо, чтобы сохранить человека в целостности и единении с Богом, чтобы он ощущал близость с Господом.
Повторюсь, если этого единения нет, то проблемы и суета вырвут тебя из Эдема, и ты почувствуешь отдаление в отношениях с Творцом. Пытаться самостоятельно вернуться обратно в это состояние не получится, потому что разум и заботы мира не пустят, а только больше будут отдалять.
Но когда приходит Бог, Он приносит Свой мир, и Его Дух перемещает нас в Эдем, в близость отношений, сохраняя в них. Это ключевая цель присутствия Божьего в молитве. У Иоанна написано: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (от Иоанна 15:4). Иисус призывает не просто прийти к Нему или побыть с Ним, а пребыть, то есть находиться в Его присутствии постоянно!
– Как выработать привычку молиться ежедневно?
– Научиться «кайфовать» от этого! Человек не любит возвращаться туда, где он испытывает напряжение и неприятные ощущения. Если вы научитесь наслаждаться молитвой и получать от нее удовольствие, то она станет вашим естественным желанием, а не привычкой, которую надо выработать.
Есть две вещи, которые помогают осознать это. Во-первых, важно пережить благость Бога. Написано: «Вкусите и увидите, как благ Господь!» (Псалтирь 33:9). Таким образом, у человека пробуждается интерес, который будет побуждать его к молитве.
А во-вторых, помогает осознание своей зависимости от Христа. Когда человек понимает, что сам он своими силами не способен ни к совершению добрых дел, ни к познанию мудрости, то это будет мотивировать его идти к Богу. Как сказал однажды мой пастор Дмитрий Шлетгауэр, цитируя слова, написанные на фасаде здания молитвенной школы: «Жизнь каждого заставит молиться!». Это и есть квинтэссенция всего.
Соединиться в совместной молитве, доверить свои нужды Господу, услышать невероятные свидетельства и ободриться в вере вы можете, посмотрев эфир из Петербурга!